5.4.1. Реализация воспитательной работы в институте
Воспитание личностных и гражданских качеств будущего медицинского работника является неотъемлемой частью профессионального образования.
Планирование, организация и координация воспитательной работы в институте возложена на отдел по воспитательной работе (далее - отдел), входящий в состав учебно-методического управления. Отдел возглавляет начальник отдела Каримова Л.И., которая непосредственно подчиняется проректору по учебной работе. Задачами отдела являются формирование позитивных личностных и гражданских качеств студента; организация студенческого самоуправления; сближение интересов и позиций студентов и преподавателей; развитие творческого потенциала студентов, путем создания творческих коллективов, организации культурно-массовых, патриотических, спортивных и др. мероприятий, посещений студентами учреждений культуры; организация взаимодействия студентов института и студентов других ВУЗов; стимулирование творческой активности студентов посредством морального и материального поощрения; работа по программам организации отдыха и оздоровления студентов Правительства автономного округа; организация социально-психологических исследований; анализ, склонностей, интересов, а также решение различных проблем и вопросов, возникающих у студентов.
Отдел в своей работе руководствуется «Концепцией воспитательной работы в Ханты-Мансийском государственном медицинском институте», принятой Ученым советом института 26 сентября 2003 г., протокол № 15, Программой воспитательной работы Ханты-Мансийского государственного института на 2006-2011 гг., принятой Ученым советом института 26 октября 2006 г., протокол № 49, «Положением об организации воспитательной работы со студентами в БУ ВПО ХМАО-Югры «Ханты-Мансийский государственный медицинский институт», принятым Ученым советом института 14 мая 2009 г., протокол № 88, «Положением об отделе по воспитательной работе в БУ ВПО ХМАО-Югры «Ханты-Мансийский государственный медицинский институт», принятым Ученым советом института 14 мая 2009 г., протокол № 88.
В штат отдела, кроме руководителя, входят педагог-организатор, педагог социальный, педагог-психолог, воспитатель и администраторы. Сотрудники отдела имеют высшее образование, опыт организационной, психологической и воспитательной работы со студентами. Рабочие места сотрудников расположены в непосредственной близости к студентам – в учебном корпусе, общежитиях, что позволяет своевременно оказывать психологическую помощь, проводить социально-психологическое консультирование.
Специалисты социально-психологической службы обеспечивают психологическую, консультативную помощь студентам, формируют социальный паспорт студентов, оказывают помощь в социальной и трудовой адаптации студентов, анализируют социально-психологическую ситуацию в общежитии, выявляют основные проблемы, причины их возникновения, разрабатывают пути и средства их решения, организуют культурные и спортивные мероприятия в общежитиях, посещение студентами культурных мероприятий, контролируют соблюдение правил проживания в общежитии.
Особое внимание сотрудники отдела обращают на студентов 1-х курсов. Специалисты проводят диагностику нравственных, психологических, социальных, личностных качеств студентов 1-го курса; разрабатывают программы траекторий личностного развития студентов и способы их реализации, работают по личностным картам профессионального роста, анкетируют студенческие группы в целях выявления результативности воспитательной работы.
Важным разделом деятельности отдела является работа со студентами-первокурсниками. Учитывая важность этого направления работы, в ВУЗе создан институт кураторов студенческих групп 1-х курсов лечебного факультета и факультета среднего медицинского профессионального образования. Кураторы назначаются распоряжением декана факультета из числа наиболее опытных преподавателей. Работа кураторов регламентируется «Положением о кураторе БУ ВПО ХМАО-Югры «Ханты-Мансийский государственный медицинский институт», принятым на Ученом совете 14 мая 2009 г., протокол № 88. Задача кураторов – оказание помощи студентам-первокурсникам в адаптации к новым для них социальным, учебным, бытовым условиям, создание благоприятного психологического климата в группе, который определяется взаимоуважительным отношением студентов и преподавателей, в центре которого личностное заинтересованное отношение преподавателя к студенту. Кураторы знакомят студентов-первокурсников с особенностями организации учебного процесса в институте, помогают в формировании коллектива в группе, создании актива группы, помогают в подготовке к экзаменационной сессии, обсуждают итоги полусеместровых аттестаций и сессий, проводят работу, направленную на формирование здорового образа жизни, профилактику наркомании, табакокурения, пьянства, взаимодействуют с родителями студентов.
Работа со студентами, которые могут быть отнесены к категории социально незащищенных, также является важным направлением деятельности отдела. Со студентами-сиротами, студентами - представителями коренных малочисленных народов Севера, студентами с ограниченными физическими возможностями, студентами из малообеспеченных семей работает социальный педагог, путем индивидуальных бесед, встреч, привлечения к общественной жизни в институте, контроля реализации социальных и материальных льгот. Социальный педагог контролирует подготовку документов на материальную помощь, которая выплачивается ежеквартально при наличии средств у института. Студентам-сиротам, студентам-инвалидам 1, 2 группы, студентам, оставшимся без попечения родителей, студентам из числа коренных малочисленных народов Севера выплачиваются стипендия, дотация на питание и дополнительные денежные средства, предоставляются льготы в соответствии с законодательством РФ и ХМАО-Югры.
Значимая роль в системе воспитательного процесса принадлежит педагогу-психологу, который фиксирует качественные изменения в психологическом развитии студентов, решает проблемы, связанные с трудностями в обучении и воспитании, консультирует преподавателей, кураторов в методах создания благоприятного психологического климата в группе. Организована психолого-консультативная помощь в форме тренинговых методик по межличностному общению, бесед со студентами по личным вопросам, разрешения конфликтных ситуаций, подбора психологических рекомендаций, составления характеристик. Для студентов 1-х курсов постоянно проводятся встречи по личностным и бытовым вопросам, разбираются взаимоотношения в системе «студент-студент», «студент-воспитатель» и «студент-администратор». К работе со студентами для проведения лекций и тренингов привлекаются психологи из Центра «Анти-СПИД» и «Окружного центра медицинской профилактики», при этом разбираются вопросы профилактики нежелательной беременности, распространения ВИЧ-инфекции, наркотической, алкогольной и иных видов зависимостей.
Важным разделом воспитательной работы является работа в общежитиях, в которых проживает 578 студентов, что составляет 78 % от общего числа студентов института. В общежитиях сформированы и действуют советы общежитий, которые выполняют работу по организации соблюдения студентами правил проживания в общежитиях, санитарно-гигиенических норм в комнатах и местах общего пользования, участвуют в решении бытовых проблем, проблем взаимоотношений между студентами, между студентами и администраторами. В общежитиях регулярно проходят конкурсы на лучшие комнаты, еженедельно организуются проверки санитарно-гигиенического состояния комнат, субботники по уборке помещений и прилежащих территорий. Разработана и действует система поощрений студентов за образцовое содержание своих комнат. Значительная часть студентов, проживающих в общежитиях, являются уроженцами малых городов и сельских поселений автономного округа. В связи с этим сотрудниками отдела проводится работа по повышению культурного уровня студентов с использованием возможностей г. Ханты-Мансийска. В настоящее время в г. Ханты-Мансийске действуют музеи «Природы и человека», «Нефти и газа», картинная галерея «Фонда поколений», представляющая подлинники произведений классиков отечественной живописи. Ежегодно в г. Ханты-Мансийске организуются культурные мероприятия международного и общероссийского уровней: фестиваль театрального искусства «Чайка» с участием театров г.г. Москвы, Санкт-Петербурга, Международный фестиваль кинематографических дебютов «Дух огня», Международный экологический форум «Спасти и сохранить». В течение года в концертном зале «Югра-классик» проходят гастроли творческих коллективов и солистов оперы, балета, симфонической, джазовой, популярной музыки ведущих театров Москвы, Санкт-Петербурга. Институтом покупаются билеты для посещения студентами музеев, выставок, концертов, фестивалей, которые распространяются среди студентов специалистами отдела. Как правило, после посещения культурных мероприятий проводится их обсуждение.
В институте проводится работа по развитию творческих способностей студентов. Организованы и действуют студенческие творческие коллективы: танцевальные группы «Ameli» и «Dance Flauer», вокальные коллективы, рок-группа, команда интеллектуальной игры «Что, где, когда?»
В институте развивается волонтерское движение. Студенты принимают активное участие в проведении мероприятий Всероссийского и международного уровней в качестве сотрудников службы допинг-контроля: ежегодные этапы Кубка Мира по биатлону, чемпионаты России по биатлону и лыжному спорту. Студенты-волонтеры работают в «Окружной клинической больнице» под девизом «Доброта и милосердие», выполняя функции администраторов, перераспределяющих поток больных в консультативно-диагностической поликлинике, проводят беседы по борьбе с табакокурением, алкогольной и наркотической зависимостью с учащимися экономического, политехнического и педагогического колледжей города, проводят концерты для ветеранов Окружной клинической больницы, отделения дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов, в детском противотуберкулезном санатории, оказывают благотворительную помощь детскому дому «Надежда». Для формирования и закрепления мотивации участия в волонтерском движении, студенты поощрялись благодарственными письмами и грамотами института, администрации города и автономного округа. В целях оптимизации медицинского обслуживания участников мероприятий, проводимых в городе, создаются студенческие отряды, обученные по специальной программе этикету и правилам проведения церемоний, в том числе международного уровня.
Одним из направлений воспитательной работы в институте является физкультурно-оздоровительная, спортивная и патриотическая работа, направленная на совершенствование физического развития студента, воспитание любви к Родине, родному краю, уважения к прошлому своей Родине, к традициям.
Физкультурно-оздоровительная и спортивная работа в институте проводится кафедрой физического воспитания, лечебной физкультуры, восстановительной и спортивной медицины, которую возглавляет кандидат медицинских наук, доцент Ан.П. Койносов. Кафедрой организована работа спортивных секций по баскетболу, пулевой стрельбе, настольному теннису, плаванию, волейболу, общей физической подготовке, шахматам, минифутболу, горным лыжам, которые во внеурочное время посещает не менее 25 % студентов. Ежегодно в институте проводится внутривузовская спартакиада между командами преподавателей и студентов, в программу которой входят соревнования по мини-футболу, баскетболу, волейболу, арм-рестлингу, перетягиванию каната, плаванию, шахматам, настольному теннису, пулевой стрельбе, боулингу, подледному лову. Студенты принимают активное участие в городской Универсиаде, легкоатлетических кроссах среди ВУЗов, первенстве ХМАО-Югры по шахматам среди ВУЗов, городских соревнованиях по пулевой стрельбе, городском турнире по игре в боулинг, на которых занимали призовые места. Студенты и сотрудники принимают участие в спортивных мероприятиях, которые организуются комитетами по молодежной политике администрации г. Ханты-Мансийска и автономного округа.
В рамках патриотического воспитания сотрудники отдела обеспечивают посещение студентами военно-патриотических экспозиций в музеях города, проведение студенческих концертов для ветеранов труда Окружной клинической больницы, участие в общественных митингах, посвященных Победе в Великой Отечественной войне и Дню защитника Отечества, встречах с ветеранами Великой Отечественной Войны, участниками войн в Афганистане и Чеченской республике.
Существенная роль в воспитательном процессе принадлежит студенческому самоуправлению. С участием студентов происходит организация, управление и решение важных вопросов бытовой и досуговой сферы жизни студентов. В ХМГМИ разработана справочно-методическая документация по проблемам организации воспитательной работы, организации студенческого самоуправления, формирования у студентов ответственности, стремления к самовоспитанию, формированию личности, коммуникабельности, пониманию конечных целей обучения данной профессии.
Студенческое самоуправление представлено студенческим советом института. По инициативе студенческого совета при поддержке администрации института организуются творческие тематические вечера: «Посвящение в студенты», «Дебют первокурсников», «Новый год», «Праздник праздников», «Студенческий фестиваль». Наиболее талантливые представители студентов института активно участвуют в культурно-массовых мероприятиях различного уровня. Студенческий совет издает внутривузовскую студенческую периодическую газету «Nota Bene».
Состояние воспитательной работы, оценка студентами учебного процесса, морального климата, профессиональных перспектив оценивается с использованием результатов опроса студентов. В 2005-2009 гг. проводилось анкетирование 740 студентов лечебного факультета и факультета среднего медицинского профессионального образования в начале, середине и в конце учебного года, для выявления результативности воспитательной работы. Результаты опроса представлены в приложении 5.4.1.1 и показывают, что в целом студенты удовлетворены процессом обучения и уровнем воспитательной работы в институте. Результаты анкетирования анализируются и используются в текущей работе.
В 2008 г. проведено анкетирование студентов института на основе Методических рекомендаций по оценке показателя «Воспитательная деятельность образовательного учреждения» Агентства по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации (введен приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки № 1938 «Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений» от 30.09.2005 г.). В опросе принимали участие 280 студентов лечебного факультета и факультета среднего медицинского профессионального образования. Результаты опроса представлены в приложении 5.4.1.2.
Приложение 5.4.1.1
Результаты опроса студентов лечебного факультета и
факультета среднего медицинского профессионального образования
(2005-2009 г.г.)
факультета среднего медицинского профессионального образования
(2005-2009 г.г.)
Вопрос: Удовлетворены ли Вы отношениями с одногруппниками?
Ответы свидетельствуют в целом об удовлетворительной психологической атмосфере в группах.
Вопрос: С радостью ли Вы возвращаетесь после учебы в общежитие?
Результаты опроса говорят о благоприятном психологическом климате в студенческом общежитии (рис. 5.4.1.1).
Рис. 5.4.1.1. Распределение (%) ответов студентов
Вопрос: Как Вы оцениваете свои перспективы на рынке труда?
Рис. 5.4.1.2. Распределение (%) ответов студентов
По результатам опроса большинство студентов уверено в своем трудоустройстве, не уверено в завтрашнем дне 10 % опрошенных студентов (рис. 5.4.1.2.).
Вопрос: Как Вы оцениваете свою подготовленность по образовательным программам?
Анализ результатов ответов студентов показывает удовлетворенность качеством подготовки по образовательным программам (рис. 5.4.1.3).
Рис. 5.4.1.3. Распределение (%) ответов студентов
Вопрос: Удовлетворены ли Вы процессом обучения в ХМГМИ?
Полученные результаты показывают, что 80 % студентов удовлетворены процессом обучения в Ханты-Мансийском государственном медицинском институте (рис. 5.4.1.4).
Рис. 5.4.1.4. Распределение (%) ответов студентов
Вопрос: Удовлетворены ли Вы условиями проживания в общежитии?
По результатам опроса студентов можно придти к заключению, что значительная часть студентов не удовлетворена условиями проживания в общежитии, однако очевидна тенденция улучшения условий проживаний в общежитии (рис. 5.4.1.5).
Рис. 5.4.1.5. Распределение (%) ответов студентов
Приложение 5.4.1.2
Результаты опроса студентов лечебного факультета и
факультета среднего медицинского образования (2008 г.)
факультета среднего медицинского образования (2008 г.)
Вопрос: Имеется ли у Вас стимул для хорошей учебы?
Ответы свидетельствуют о том, что о наличии стимулов к хорошей учебе у большинства студентов (рис. 5.4.2.1).
Рис. 5.4.2.1. Распределение (%) ответов студентов
Вопрос: Вы удовлетворены условиями обучения?
Студенты, в основном удовлетворены условиями обучения, исходя из 10-ти балльной шкалы ответов:
- обеспеченность учебной и методической литературой – 7 баллов;
- уровень доступности учебной и методической литературы – 7 баллов;
- оснащение учебных аудиторий современным техническим оборудованием – 5 баллов;
- санитарно-гигиеническое состояние учебных аудиторий – 6 баллов;
- санитарно-гигиеническое состояние пунктов общественного питания, санитарно-гигиеническое состояние туалетов – 6 баллов;
- низкая оценка бытовых условий проживания в общежитии – 3 балла.
Вопрос: Сколько времени Вы проводите в библиотеке и Интернет-классе института?
Студенты проводят в библиотеке и Интернет-классе института в среднем 2 часа в неделю.
Вопрос: Дайте примерную оценку процесса обучения в целом?
Студенты высоко оценивают процесс обучения (7 баллов).
Вопрос: Как Вы оцениваете свои перспективы на рынке труда?
При оценке своих перспектив на рынке труда студенты дают ответы, которые позволяют судить о них как:
- о людях, смотрящих в будущее с оптимизмом – 55 %,
- испытывающих неуверенность – 43 %,
- готовых работать там, где смогут больше заработать, независимо от специальности – 2%.
Вопрос: Если бы пришлось выбирать снова специальность, как бы Вы поступили?
Студенты ответили следующим образом:
- 60 % выбрали бы эту специальность в этом же образовательном учреждении,
- 30 % выбрали бы эту специальность, но в другом образовательном учреждении,
- 10 % выбрали бы другую специальность в другом образовательном учреждении.
Вопрос: В вашем образовательном учреждении есть информационные источники по внеучебной работе?
72 % студентов отвечают, что в институте есть информационные источники по внеучебной работе, затруднились ответить 20 % студентов (рис. 5.4.2.2).
Рис. 5.4.2.2. Распределение (%) ответов студентов
Вопрос: Оцените работу студенческих общественных организаций.
Работу студенческих общественных организаций студенты оценивают в 5 баллов.
Вопрос: Какими видами деятельности занимаетесь во внеучебное время?
По результатам ответов можно сделать вывод, что 30 % студентов во внеучебное время занимаются спортом, 25 % - научно-исследовательской работой, чуть более 20 % предпочитают культурно-масовые мероприятия и художественное творчество (рис. 5.4.2.3).
Рис. 5.4.2.3. Распределение (%) ответов студентов
Вопрос: Как Вы оцените уровень материально-технического обеспечения внеучебной деятельности?
Студенты ответили следующим образом:
- научно- исследовательской деятельности - 4 балла;
- художественного творчества – 3 балла;
- спортивной работы – 4 балла;
- культурно – массовой деятельности – 3 балла.
Вопрос: В каких мероприятиях принимали участие?
Студенты считают (рис. 5.4.2.4), что в течение учебного года принимали участие:
- в культурно-массовых мероприятиях – 36 %,
- в студенческих научных конференциях – 27 %,
- в спорте – 23 %,
- в предметных олимпиадах – 4 %,
- не участвовали ни в каких мероприятиях – 10 %.
Рис. 5.4.2.4. Распределение (%) ответов студентов
Вопрос: Готовы ли выпускники к жизни и труду в современных условиях?
50 % студентов считают, что готовы к жизни и труду в современных условиях (рис. 5.4.2.5).
Рис. 5.4.2.5. Распределение (%) ответов студентов
Вопрос: В вашем образовательном учреждении есть служба социально-психологической помощи студентам?
62 % студентов ответили утвердительно о существовании в институте службы социально-психологической помощи (рис. 5.4.2.6).
Рис. 5.4.2.6. Распределение (%) ответов студентов
Вопрос: Как оцениваете работу социально-психологической службы?
Помощь социально-психологической службы оценивается как удовлетворительная (5 баллов).
Вопрос: Среди студентов есть те, кто употребляет наркотики?
65 % студентов ответили, что нет студентов, употребляющих наркотики, затруднились ответить 35 % студентов (рис. 5.4.2.7.).
Рис. 5.4.2.7. Распределение (%) ответов студентов
Вопрос: Вам известны случаи правонарушений?
Анализ результатов анкет свидетельствует, что 40 % студентов известны случаи правонарушений (рис. 5.4.2.8).
Рис. 5.4.2.8. Распределение (%) ответов студентов
Вопрос: В образовательном учреждении ведется работа по профилактике ВИЧ-инфекций, наркологической зависимости, алкогольной зависимости, правонарушений?
Работу в ВУЗе по профилактике ВИЧ- инфекций, наркологической зависимости, алкогольной зависимости, правонарушений студенты оценили удовлетворительно - 6 баллов.
Вопрос: Администрация поощряет студентов?
58 % студентов считают, что администрация образовательного учреждения поощряет студентов за достижения в учебе, спорте и активное участие в общественной жизни (рис. 5.4.2.9).
Рис. 5.4.2.9. Распределение (%) ответов студентов
Вопрос: Проводятся ли в вашем образовательном учреждении опросы с целью выявления Вашего мнения об организации внеучебной работы?
62 % студентов считают, что проводятся опросы с целью выявления мнения студентов об организации внеучебной работы (рис. 5.4.2.10).
Рис. 5.4.2.10. Распределение (%) ответов студентов
Вопрос: Учитывается ли мнение студентов при составлении плана внеучебной работы?
34 % студентов считают, что мнение студентов учитывается при составлении плана внеучебной работы, 12 % студентов – что не учитывается, затруднились ответить 25 % студентов (рис. 5.4.2.11).
Рис. 5.4.2.11. Распределение (%) ответов студентов
Вопрос: Как вы считаете, достаточно ли внимания уделяется организации и проведению внеучебной работы?
43 % студентов считают, что в ВУЗе уделяется достаточное внимание организации и проведению внеучебной работы; недостаточное внимания уделяется по мнению 18 % студентов; затруднились ответить 39 % опрошенных студентов (рис. 5.4.2.12).
Рис. 5.4.2.12. Распределение (%) ответов студентов
Вопрос: Как Вы оцените организацию и проведение внеучебной работы в образовательном учреждении?
Студенты высоко оценили организацию и проведение внеучебной работы в образовательном учреждении (7 баллов).